Aviata.kz и Chocotravel объединились - что это значит для рынка?
1. Что произошло на самом деле – Aviata.kz и Chocotravel обменялись акциями. Причем Chocotravel доплатил за свой пакет, так как имеет меньшую долю и до сих пор убыточен. Сейчас владеют 50 на 50 объединенной компанией
2. Очень рад за ребят, Евгений Матвеев, и потому что наконец заработали денег (отлично помню, как начиналось все в шах-тревеле и к чему привело - это успех!) и за Рамиль Мухоряпов, продолжающего строить большую компанию. С них надо книги писать на нашем скудном поле успешных бизнесменов!
3. Что дальше? На рынке останутся два бренда со своей стратегией. В онлайне будут также дальше конкурировать, в офлайне маркетинговые усилия по отжиму площадок объединят. И, да, они обходят Lamoda по обороту.
4. Кто выиграл от сделки - в первую очередь акционеры, если смотреть на перспективу трех - пяти лет и будущей продажи компании крупному российскому, китайскому или американскому игроку. Также компании объединят усилия по отжиму авиакомпаний и тревел-сегмента. А там при небольшой марже и огромном обороте каждое 0.1% уже победа. Плюс у "Авиаты" за счет основного акционера были суперусловия у ряда игроков. Теперь они будут у обоих компаний.
5. Кто проиграл? Будет сложнее их конкурентам (украинский Tikets, российский билетих и Onetwotrip, казахстанский Santufei). Тревел-игроки и авиакомпании напряглись. Они это не любят и будут что-то придумывать в ответ.
6. Выиграл ли потребитель? Не думаю. Сокращение конкуренции никогда положительно не влияло. Хотя, зная Алексея и его перфекционизм, пришедшие деньги помогут быстрее запускать изменения в технической части - тут будет явный выигрыш.
7. Какие риски есть у новых партнеров?
А) продажи. До сих пор каждая сделка группы Choco почти убивала купленные проекты (трафик и у Besmart и у Foodpanda упал). Но в этот раз покупка (вернее, обмен) действительно удачен (прибыльная и растущая компания) – и это явное отличие от Besmart и Foodpanda, где ситуация и мотивы покупки совсем иные (одни закрывали бизнес в стране, вторые играли в ва-банк и выиграли).
Учитывая наличие других сильных конкурентов в авиа, думаю, не расслабятся и трафик не потеряют.
Б) скорость принятия решений. Умение договариваться у них. Большинство бизнес-процессов отлажены - думаю, найдут рабочую схему. Главное, чтобы не начались идеологические разногласия и "черный лебедь" в пока бурно растущий сегмент не залетел.
В) имидж. Не секрет, что Chocofamily здорово подпортила свою репутацию рекламой с голыми стюардессами. За Choco-компаниями закрепилась репутация дешевых дискаунтеров. Аудитории у проектов разные. И вот это мне кажется главная опасность для общей компании. Тем более что в общественном сознании именно "Chocofamily купила еще одну компанию", а не наоборот. Вот тут надо хорошо подумать, что делать, чтобы не догнать кармических долгов.
8. Важный момент: Aviata не вошла в Chocofamily. Aviata вошла только в Chocotravel. И это, похоже, защита от риска в)-пункта выше.
Событие, несомненно, важное для рынка e-commerce Казнета и войдет в его историю.
Константин Горожанкин, основатель Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса