Стоит ли казахстанцам готовиться к топливному коллапсу

Подорожает ли в Казахстане бензин

21 сентября 2018 года

Повышение акцизных ставок на импорт топлива в Казахстане принесет бюджету дополнительные 2,4 млрд тенге. Исполнительный директор по развитию нефтегазовой и энергетической отрасли ассоциации Kazenergy Рустем Кабжанов в беседе с LS рассказал о том, какие изменения ожидаются на топливном рынке Казахстана.

– Рустем Хайруллович, ранее Kazenergy предлагала уравнять акцизы на казахстанское и российское топливо. Как будет осуществляться данная мера? Как это повлияет на топливный рынок?

– Сейчас министерство энергетики совместно с заинтересованными госорганами занимается обеспечением баланса нефтепродуктов на внутреннем рынке. Для этого Минэнерго предложило повысить ставки акциза импортного бензина (за исключением авиационного) с 4,5 тыс. тенге до уровня собственного производства – 10,5 тыс. тенге. Все это будет осуществляться в целях обеспечения экономической безопасности Казахстана. На данный момент ставки прежние, но они будут постепенно уравниваться. Какая ситуация по ставкам акцизов сложится в будущем – покажут время и состояние экономики. Сейчас проект постановления правительства проходит процедуру согласования и подписания.

В настоящий момент на внутреннем рынке складывается профицит бензина Аи-92. Это произошло из-за действующего запрета на экспорт светлых видов нефтепродуктов и активный импорт из России до принятия запрета на поставки.  

Разница акцизов ставила в неравные условия бензин казахстанского производства по сравнению с российским. Кроме того, в соответствии с индикативным балансом нефтяного сырья между Республикой Казахстан и Российской Федерацией на 2018 год объем импорта бензина предусмотрен на уровне 800 тыс. тонн. По итогам первого полугодия оценочный объем импорта составил порядка 400 тыс. тонн.

Таким образом, повышение ставок акцизов приведет к дополнительным поступлениям в размере около 2,4 млрд тенге.

Рустем Кабжанов– Отразится ли это на стоимости бензина?

– Учитывая рост предложения на внутреннем рынке, повышение ставок акцизов на импорт не повлечет за собой роста цен на бензин. Это объясняется наличием профицита бензина Аи-92 и конкуренции поставщиков бензина на внутреннем рынке.

– Говоря о профиците казахстанского топлива, сейчас стоит вопрос по экспорту топлива, однако не до конца понятен механизм поставок. Каким образом, по вашему мнению, за рубеж будут отправляться только излишки топлива?

– В настоящее время госорганы Казахстана и Кыргызстана работают над проектом соглашения о торговле отдельными видами товаров, в котором будут определены условия поставок нефтепродуктов в Кыргызстан. Сейчас для исключения реэкспорта топлива перемещение светлых нефтепродуктов из Казахстана в Кыргызстан ограничено, на мазут ограничений нет.

Также рассматриваются вопросы по диверсификации экспортных направлений казахстанских нефтепродуктов. В связи с чем госорганами прорабатываются предложения по снижению ставок экспортной таможенной пошлины на светлые виды нефтепродуктов для стимулирования производства нефтепродуктов с высокой добавленной стоимостью.

– Как отмечали представители НПЗ, экспорт нефти и бензина гораздо выгоднее, чем их поставки на внутренний рынок. Каким образом предлагается решить данный вопрос?

– Для привлекательности поставок нефти на внутренний рынок сейчас принимается ряд мер. А именно снижение уровня НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых, – прим. LS) при поставке нефти на внутренний рынок. Также, как я говорил ранее, будут выравниваться ставки акцизов на бензин и дизельное топливо. Помимо этого, будут отменены госрегулирование цен на АИ-80 и удешевление дизтоплива для сельского хозяйства и мазута для социально-производственных объектов и учреждений. Кроме этого, будет отменен запрет на экспорт и снижение ставок экспортных таможенных пошлин на ГСМ после модернизации НПЗ. Сегодня экспортная таможенная пошлина на бензин составляет $168,8 за тонну и дизтопливо – 200 евро за тонну. И, напоследок, ведутся работы по обеспечению процедур продаж нефти недропользователями через товарные биржи.

– К слову, осенью в Казахстане начинается период дефицита топлива. По вашим прогнозам, повторится ли подобная ситуация в этом году?

– По нашему мнению, говорить о некой традиционности сезонных дефицитов как минимум некорректно. Как известно, рынок нефтепродуктов является высоковолатильным. Также отмечаем множество факторов, влияющих на ценообразование ГСМ, а именно вопросы ценообразования и обеспечения ГСМ на внутреннем рынке России и Казахстана. Кроме того, на это влияют особенности ценообразования ГСМ в областях, граничащих с соседними странами. Это неконтролируемый переток и так далее.

Что касается нынешних реалий. Во-первых, хотелось бы отметить о завершении модернизации Павлодарского НХЗ. Атырауский НПЗ находится на стадии пусконаладочных работ. И в конце сентября текущего года также ожидается завершение II этапа модернизации Шымкентского НПЗ. Мы уже ощущаем положительные результаты от этого. По бензинам имеются достаточные запасы. Об этом свидетельствует снижение розничных цен на АЗС республики. Поэтому можно с полной уверенностью говорить о возможности удовлетворять потребность внутреннего рынка за счет собственного производства.

Что касается дизельного топлива, то полное обеспечение внутреннего рынка мы ожидаем после выхода на штатный режим всех трех НПЗ – это IV квартал 2018 года. При этом на данный момент накоплены необходимые объемы для покрытия потребности на ближайшее время, и каких-либо ограничений в реализации дизтоплива не ожидается.

Необходимо отметить, что путем ежесуточного мониторинга запасов топлива государством принимаются всесторонние и оперативные меры по исключению фактов возникновения дефицита. Кроме того, ведется постоянный прогноз и анализ влияния цен, спроса и предложений как внутри страны, так и в соседних государствах для исключения возможного неконтролируемого импорта в виде перетока нефтепродуктов либо иных вариантов.

Учитывая текущий статус завершения проектов модернизации нефтеперерабатывающих заводов, на сегодня суммарное производство высокооктановых бензинов составляет порядка 4 млн тонн в год, дизельного топлива – 4,5 млн тонн в год и авиакеросина – 700 тыс. тонн в год.

После полного завершения проектов модернизации НПЗ суммарное производство высокооктановых бензинов достигнет порядка 5,2 млн тонн в год, дизельного топлива – 5,2 млн тонн в год и авиакеросина – 830 тыс. тонн в год.

Таким образом, потребность внутреннего рынка будет полностью обеспечиваться за счет собственного производства нефтепродуктов.

 

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Комментарии отключены!
Вы можете оставить комментарий и увидеть мнения наших читателей на странице в facebook.
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.