Казахстан стал привлекательным для транзитных полетов – эксперт

8 декабря 2023 года

В текущих условиях Казахстан стал более привлекательным для транзитных полетов. О том, какие возможности открыты перед страной, в своем материале размышляет эксперт Алмас Аубекеров.

"Стратегическое значение имеет полноценная реализация транспортно-логистического потенциала. Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьезное преимущество, которое открывает широкие перспективы", – гласит послание президента Касым-Жомарта Токаева 1 сентября 2023 года.

Структура управления отраслью

4 января 2023 года на должность министра индустрии и инфраструктурного развития вместо Каирбека Ускенбаева был назначен Марат Карабаев, с июля 2021 года занимавший должность вице-министра в этом же ведомстве. 4 апреля 2023 года Карабаев был переназначен на должность главы МИИР, когда правительство, согласно процедуре, сложило полномочия после парламентских выборов в марте.

После послания главы государства 1 сентября министерство индустрии и инфраструктурного развития было реформировано и разделено на два ведомства – министерство промышленности и строительства и министерство транспорта. Главой последнего и стал Марат Карабаев. В состав министерства транспорта вошли три комитета: транспорта, гражданской авиации, автомобильных дорог.

Автодорожная инфраструктура

В послании народу Казахстана было поручено решить проблему некачественных дорог до 2029 года. Для реализации этой задачи важно упорядочить регулирующую отрасль нормативную базу, на данный момент насчитывающую порядка 1,2 тыс. единиц нормативных документов, во многом устаревших и противоречащих друг другу, что негативно влияет на корректность их применения на практике.

Систематизацией нормативных документов в конце 2022 года занялся Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт. На сегодняшний день уже проведен ряд заседаний технического совета с участием независимых дорожных специалистов, пересмотрено более 400 ГОСТов, порядка 200 стандартов и 277 ведомственных документов.

До недавнего времени конкурсы по крупным автодорожным проектам, реализуемым за счет средств международных финансовых организаций, зачастую выигрывали подходящие по требованиям иностранные компании. Затем они передавали заказы на субподряд казахстанским фирмам.

Теперь же в результате проведенной работы по изменению некоторых требований (снижение годового финансового оборота, добавление необходимости иметь свою спецтехнику в РК, недопустимость передачи свыше 50% работ в субподряд и т.д.) казахстанские компании самостоятельно, либо объединяясь в консорциумы, могут выигрывать такие конкурсы.

По словам министра Карабаева, в 2023 году строительно-монтажными работами было охвачено 11 тыс. км автомобильных дорог. Реализован первый концессионный проект "Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога", обеспечивающий проезд порядка 50 тыс. автомобилей в сутки. Близятся к завершению крупные автодорожные проекты: "Алматы – Караганда", "Талдыкорган – Усть-Каменогорск", "Мерке – Бурылбайтал", "Актобе – Кандыагаш" и "Атырау – Астрахань".

Также глава ведомства сообщил о включении проектов по реконструкции автодорог "Актобе – Улгайсын – Кызылорда", "Жезказган – Караганды" и "Обход города Сарыагаша" в число наиболее приоритетных. На некоторых участках строительно-монтажные работы уже идут, по другим ожидается начало в 2024 и 2025 годах.

Гражданская авиация

На сегодняшний день основные показатели отрасли гражданской авиации демонстрируют стабильный рост. За восемь месяцев текущего года число обслуженных пассажиров увеличилось на 28% и составило 17 млн (2022 год – 13,3 млн).

За счет частных инвестиций продолжаются работы по реализации крупных проектов по строительству новых пассажирских терминалов в аэропортах гг. Алматы, Шымкент, Кызылорда, которые планируется завершить в следующем году.

В текущей обстановке Казахстан становится более привлекательным для транзитных полетов. На сегодняшний день международные перевозки выполняются в 27 стран по 103 авиамаршрутам тремя отечественными и 26 иностранными авиакомпаниями, что выше допандемийных показателей. Всего, в 2023 году планируется открыть 18 международных маршрутов. Открытие безвизового въезда в Китай приведет к массированному открытию новых авиарейсов, причем как казахстанских авиакомпаний, так и китайских.

Одним из важнейших условий успешного развития гражданской авиации является обеспечение безопасности. Уровень соответствия стандартам безопасности полетов Казахстана составляет 82%. Согласно рейтингу, наша страна стоит на одном уровне с Данией и Польшей.

На данный момент прорабатывается законопроект о создании единой Службы авиационной безопасности Казахстана. Авторы отметили, что январские события 2022 года "показали уязвимость аэропортов как стратегических объектов от действий деструктивно настроенных граждан".

Сейчас обеспечение безопасности возлагается непосредственно на структурные подразделения аэропортов, что показало себя не эффективным. Тогда как новая служба будет иметь единую методологию управления, целевое финансирование, оперативную реакцию на кризисные ситуации, единую кадровую политику и профессиональную подготовку персонала.

Железнодорожный транспорт

Приняты меры по реализации ряда железнодорожных проектов. В частности, в прошлом году начато строительство вторых путей на участке "Достык-Мойынты". За счет этого увеличится пропускная способность участка до пяти раз и объем транзитных перевозок между КНР и Европой.

На стадии корректировки проектно-сметной документации строительство обводной ж/д линии станции Алматы. За счет его реализации Алматинский узел разгрузят на 40%, а время доставки грузов сократиться до 24 часов.

Планируется также строительство новой железнодорожной линии "Дарбазам-Мактаарал" между Казахстаном и Узбекистаном. Таким образом можно разгрузить станцию Сарыагаш, соединить Мактааральский район с магистральной железнодорожной сетью, а также расширить транзитный потенциал и выход на Иран, Афганистан, Пакистан и Индию.

Для разгрузки приграничных ж/д станций "Достык" и "Алтынколь", а также увеличения пропускной способности между КНР и РК планируется строительство железнодорожной линии "Бахты-Аягоз".

Транспортно-логистические узлы

Для реализации задачи президента по превращению Казахстана в мощный транспортно-логистический хаб, вокруг страны, на границах с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Россией и на Каспии создаются транспортно-логистические и торговые узлы.

Индустриальный торгово-логистический комплекс (ИТЛК) "Алатау", расположенный на границе с Кыргызстаном, планируется реализовать в форме индустриальной зоны. Постановлением акима Жамбылской области от 12 сентября 2023 года уже создана региональная индустриальная зона "Алатау", выделен земельный участок в 36 га, инвестор занимается разработкой ТЭО. Решены вопросы по техническому обеспечению и подводки коммуникаций для строительства. Запуск ИТЛК запланирован на II квартал 2026 года.

Центр трансграничной торговли "Евразия" (ЦТТ) призван стать международной экономической площадкой на территории ЕАЭС. ЦТТ будет размещен на примыкающей к аэропорту города Уральск территории. Здесь размещена индустриальная зона (281 га), которая выступает узловой точкой грузопотоков, с выходом на Оренбург, Саратов, Самару и далее на крупнейшие федеральные округи РФ и страны Восточной Европы. Помимо ЦТТ здесь также предусмотрены зоны для агрологистического центра (хранения, торговли, переработки, логистики с/х и продовольственной продукции, с объектами придорожного сервиса и таможенного оформления) и авиакарго терминала (грузовой терминал и международный мультибрендовый фулфилмент-центр). На сегодня акимат ЗКО проводит работу по строительству инфраструктуры индустриальной зоны для ЦТТ. Завершение строительства ожидается в конце 2024 года.

Международный центр промышленной кооперации "Центральная Азия" (МЦПК) создается вблизи пунктов пропуска Атамекен (Казахстан) и Гулистан (Узбекистан) и будет включать производственные площадки, склады для хранения товаров и оборудования, а также транспортную инфраструктуру. Запуск МЦПК станет катализатором для дальнейшего развития международной торговли и интеграции экономических систем двух стран и будет способствовать увеличению товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном до $10 млрд.

На Хоргосском узле планируется создать продовольственный хаб, место сбора, хранения и распределения продуктов питания казахстанских и зарубежных производителей для последующего экспорта на китайский и азиатско-тихоокеанские продовольственные рынки. Это позволит существенно укрепить продовольственную безопасность Казахстана и Китая. В настоящее время определен земельный участок площадью не менее 50 га на территории МЦПС "Хоргос" под его строительство.

На Каспийском узле полным ходом и в обозначенные сроки движется проект строительства многофункционального морского терминала "Саржа".

Морская инфраструктура

В рамках послания главы государства ведется работа по разработке комплексного плана развития морской инфраструктуры, включающей и формирование порта Курык в качестве полноценного логистического кластера.

В конце сентября на терминале генеральных грузов многофункционального морского терминала "Саржа" в порту Курык Мангыстауской области принята первая партия груза. Далее планируется отправка груженого металлом судна общим весом 4,5 тыс. тонн.

Завершены все земельные работы, построены подъездные железнодорожные пути, два причала и терминал генеральных грузов. В рамках проекта будет построено несколько терминалов (зерновой, для генеральных и наливных грузов, универсальный) и транспортно-логистический комплекс.

Параллельно в морском порту Актау ведутся работы по строительству контейнерного хаба мощностью до 300 тыс. в двадцатифутовом эквиваленте, являющегося частью Каспийского транспортно-логистического узла. Он будет создан на базе специальной экономической зоны "Морпорт Актау", где для этих целей зарезервирован земельный участок площадью 19 га. Строительство планируется завершить во втором квартале 2025 года.

Кроме того, для развития Транскаспийских маршрутов запланировано создание отечественного судостроительного производства на Каспийском море. До 2030 года намерены расширить паромный флот и нарастить танкерный.

Транскаспийский международный транспортный маршрут

Запуск СЭЗ  "Морпорт Актау" позволит активизировать грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, переориентировать часть транзитных грузов, следующих из Китая в Европу, параллельно развивая контейнерную линию "Туркменбаши-Актау-КНР".

В рамках Дорожных карт по развитию ТМТМ будет создано совместное предприятие, которое занимается вопросами тарифной политики, обработкой грузов и упрощением транспортных процессов на маршруте. Срок прохождения товаров из Китая в Европу и обратно сократится до 10-15 дней.

На стадии подписания межправительственное соглашение с КНР по развитию ТМТМ, в том числе, для контейнерных поездов сообщением Китай-Европа. Документ предусматривает прогнозирование ежегодных объемов перевозок грузов по ТМТМ, обмен данными по слежению за подвижным составом на территории обоих государств, содействие КНР в обеспечении пропускной способности магистральных трубопроводов и портовой инфраструктуры.

Кроме того, для обеспечения растущего объема грузопотока реализуются меры по созданию инфраструктуры. Запущены проекты строительства казахстанского логистического центра в сухом порту города Сиань, мультимодального терминала в порту Поти (Грузия) и торгово-логистического хаба в Алматинской области.

Также продолжается работа по привлечению в ряды Ассоциации ТМТМ европейских транспортно-логистических компаний. С июня 2023 года ассоциированным членом Ассоциации ТМТМ стал болгарский порт Бургас, до конца года планируется завершение процедур вступления австрийского перевозчика Rail Cargo, а также других грузооператоров из Германии, Литвы и Сингапура.

Коридор Север-Юг

Еще одним перспективным направлением можно выделить коридор Север-Юг, который соединяет Россию с Ираном, странами Персидского залива, Индией. При этом, ж/д маршрут "Казахстан-Туркменистан-Иран" (восточная ветка Север-Юг) соединяет напрямую Китай с Ираном через территорию РК (маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи. Со стороны РК участок Илецк/Озинки, Бейнеу-Озень-Болашак). За восемь месяцев 2023 года по сухопутному маршруту "Казахстан-Туркменистан-Иран" в направлении Ирана перевезено 1,4 млн тонн, что больше на 25%, чем в 2022 году.

Для развития коридора Север-Юг стороны работают над улучшением инфраструктуры и терминальных мощностей, увеличению подвижного состава, снятию административных барьеров и созданию благоприятных условий для перевозчиков. Совместно с российской, туркменской, иранской и индийской сторонами разработан проект документа и находится на стадии согласования. Его реализация к 2027 году позволит увеличить пропускную способность коридора до 10 млн тонн в год. Общая протяженность 8 автомобильных транзитных коридоров составляет 13,2 тыс. км. По отдельным участкам ведется реконструкция, завершение которой намечено на 2030 год.

Источник: пресс-служба правительства

Справка с сайта правительства:с начала 2023 года объем перевозок грузов в Казахстане всеми видами транспорта составил 640,8 млн тонн. Из них более 40% перевезены железнодорожным транспортом, а доход составил более 1 трлн тенге.

Практически треть общего объема перевозок приходится на автомобильный транспорт. Перевозка 184 млн тонн грузов принесла транспортным компаниям доход более 540 млрд тенге.

Кроме того, транзитом через Казахстан перевезены 20,7 млн тонн грузов. Это на 25% больше показателей аналогичного периода прошлого года и составляет 75% к годовому плану, который запланирован в объеме 27,7 млн тонн.

Объем перевалки через морские порты Актау и Курык по ТМТМ составил 1,74 млн тонн грузов, что на 85% выше показателя аналогичного периода 2022 года.

Следите за нашим Telegram - каналом, чтобы не пропустить самое актуальное
Последние новости:
Подпишись прямо сейчас
Подписка на самые интересные новости из мира бизнеса
Подписаться
© Все права защищены - LS — ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО    Условия использования материалов
Наше издание предоставляет возможность всем участникам рынка высказать свое мнение по процессам, происходящим, как в экономике, так и на финансовом рынке.